"Джейн Эйр"
С "Джейн Эйр" у меня очень сложные отношения, надо сказать.
Конечно же, все началось с книги. Когда мне было лет 12-13...
Экранизаций романа я видела две - фильм с Шарлоттой Генсбур и сериал с Далтоном. И если первая мне понравилась, то вторая, несмотря на всю мою симпатию к Далтону, показалась совсем скучной, пресной и блеклой. Даже то, что в сериале Джейн похожа на мышь, его не спасает.
Если бы не Фассбендер, я бы вряд ли обратила внимание на новую экранизацию. А если бы не Вика, вряд ли пошла бы на нее. Но в кино я все-таки сходила, и фильм мне понравился. Понравился и как визуализация знакомого романа, и как отдельное кинематографическое произведение.
Фильм мы, к счастью, смотрели с субтитрами.
Оказывается, у Фассбендера слегка гундосый голос, но это его не портит, а наоборот придает его образу некий шарм. Такой очень английский шарм. Почему-то мне казалось, что он слишком молод в этой роли, но актер был настолько на своем месте, что о возрасте я как-то быстро перестала думать.
Миа Васиковска была... ну, довольно типична для Джейн. Я не очень понимаю, почему из фильма в фильм актрисам делают практически одну и ту же прическу - неужели в те времена, о которых идет речь, все гувернантки причесывались одинаково? Эта волосяная колбаска, идущая от виска под ухом, чтобы затем быть подколотой к пучку на затылке, меня просто вымораживает. Впрочем, просто гладко зачесанные волосы, разделенные на пробор, с неким странным объемом у ушей, ничуть не лучше.
Джуди Денч переиграла всех одним монологом на пепелище. До того, как пойти в кино, я читала несколько отзывов - и все сходились в мнении, что Денч слишком хороша для этой роли, что уровень ее актерской игры выбивается на общем фоне, но поначалу я этого не заметила. А вот в сцене на пепелище, когда она сказала подряд несколько фраз, ее великолепие стало очевидным.
Джейми Белл порадовал. Поначалу был сдержан, но я как чувствовала, что это затишье перед бурей. И точно - в результате именно его персонаж запомнился мне больше всех.
Книга довольно объемная, но у создателей фильма, на мой взгляд, просто отлично получилось сжать повествование, сократив его до двух часов экранного времени. И я не почувствовала, что вырезали слишком многое - самое важное осталось и было снято аккуратно и с любовью к первоисточнику.
Сказать честно, фильм мы оборжали.
Рочестер подхватывает Джейн, которая едва не рухнула в обморок.
- Джейн, вам дурно?
- Да, я забеременела от ваших поцелуев... и от садовника!
Но смеялись в зале не только мы. Некоторые сцены, видимо, за счет их архаичности, зал принимал с добрым хихиканием. Именно с добрым, а не с издевательским, как это иногда бывает. Мне кажется, это тоже свидетельствует о том, что фильм удался.
Характеры Рочестера и Риверса в экранизации открылись для меня с новой стороны.
Риверс - шовиниствующий садист, с этим его "Вы выйдете за меня замуж, а все остальное приложится!" - и все это тоном, не терпящим возражений. А как он красиво разозлился, когда до него дошло, что своими вежливыми фразами Джейн отказывает ему!.. Будь она его женой, схлопотала бы от него палкой-тростью по спине, чтобы поумерила свою неуместную для порядочной женщины строптивость. Я была в абсолютном восторге от Белла в этот момент. А ведь казался таким положительным, таким невзрачным, таким добрым и безобидным!
А Рочестер - во многом мазохист. Поначалу кажется, что для него это все лишь шуточки и развлечение, но чем дальше, тем яснее понимаешь, что чел серьезно увяз и сам себе роет могилу. Возможно, такое восприятие возникает именно благодаря игре Фассбендера - его Рочестеру не хватает иронии (возможно, даже злого сарказма), а вот глубоко запрятанная боль его неподдельна и вызывает немедленное сочувствие. Умоляя Джейн о прощении, он точно знает - нет, не простит - но все равно хватается за соломинку, и создается впечатление, что в этом он находит некое изощренное удовольствие. "Мучай меня, я заслужил!".
Хороший фильм. Думаю о нем второй день.