Anna Angell
Я не хочу изменить мир и не хочу, чтобы мир изменил меня.
изображение


В прошлом году мне несказанно повезло - когда я работала в Питере, там шли съемки фильма «Дуэлянт». Как назло, именно в это время я болела, и основных приготовлений не застала. Съемки на Галерной шли около недели – там есть чудесный перекресток с Замятиным переулком, где мало машин и никаких лишних вывесок, вот его и использовали в фильме. Навезли грязищи, лошадок, карет… Я увидела уже самый финал действа.
А чуть позже, проезжая в такси, в одном из переулков в центре заметила еще лошадок и кареты – там тоже вовсю шли сьемки. Но, к сожалению, совершенно не помню, где это было.

Неудивительно, что выхода фильма я ждала с нетерпением! Особенно символичным мне показалось то, что во время его выхода я снова оказалась в Питере.
Смотреть его мы пошли в кинотеатр «Аврора», старейший кинотеатр Санкт-Петербурга (существует с 1913 года). Наш сеанс оказался в VIP-зале – роскошные кресла, похожие на офисные, статуи по периметру второго яруса, сводчатый потолок с почти театральной люстрой… В общем, настрой на просмотр был отличный!

Хуичный.

С чего начать?..
Визуально фильм прекрасен! Правда-правда.

Утомляет однообразность локаций – сваи возле Исакия с вечным дождем, особняк на Милионной с атлантами, тот самый переулок на Галерной, ну и так, по мелочи. Но снято красиво, дорисовано аккуратно, хромакей не слишком активно лезет в глаза.
В самом начале фильма я порадовалась, что оператор взял несколько диагональных планов (не знаю, как это правильно называется), но в процессе просмотра оказалось, что он, видимо, просто периодически заваливался набок, отсюда и такое новаторство. Местами от него уже начинало укачивать, и хотелось просто старой-доброй глубины кадра и выборочной фокусировки, а не попытки заснять сцену из-под коленки.
Костюмы и прически совсем не исторические. Прическа-стрижка с подбритыми височками главгероя адски выбивается из общего ряда своей кричащей современностью, но, по крайне мере, и прическа и костюмы сделаны хорошо, так что тут тоже шаткий, но все же плюс.
За визуал – пятерка с крохотным минусом.

Главгерой у нас весь фильм на сложных щах, загадочен и трагичен.
Иногда он поблевывает. Иногда его лицо трогает легкая гримаса презрения.
На этом диапазон его эмоций исчерпывается.
Вдвойне удивительно видеть подобное однообразие со стороны Петра Федорова, который при ином сценарии и актерской задаче сыграл бы просто блистательно – уж кому, как не ему изображать внутренний огонь, боль и рвущуюся наружу агрессию, которую он старательно гасит мнимым безразличием и спокойствием!
Я во многих фильмах видела Федорова, и везде он играл, и играл достойно. А тут он просто личико поворачивал, чтобы повыгоднее смотрелось. Красивый. Оценила. Но когда брутальный герой даже мускулом не дрогнул во время того, как из него пулю вытаскивали, это выглядело уже просто смешно. Хоть бы из бутылки отхлебнул или воздух сквозь зубы втянул! Нет, ничего подобного. Лицо отвернул и окаменел, красавчик.
В результате более всего главгерою подходило меткое определение, данное когда-то Екатериной загадочному Хиддлстону из «Багрового пика» - байроническое чмо. Я вспоминала это определение весь фильм и поражалась его точности!

Романтическая героиня ебнутая на всю голову. Видимо, ее хотели показать экзальтированной дурочкой, но тогда надо было заострить внимание на дурости и экзальтации, а не на ебанутости.
Прекрасна сцена, где дамочка внезапно делает выпад вперед и заявляет главгерою: «Я ненавижу вас!».
Так и представляю режиссера, который поясняет, чего хочет от актрисы:
- А теперь смотри на него, как сычь на мышь! А потом сделай выпад головой, похожий на бросок гадюки, и скажи – я ненавижу вас!
- Но даже чокнутая бомжиха под спайсом в метро постеснялась бы так делать, а у нас тут благородная княгиня!
- Кто тут режиссер?! Делай как велено!

Сцена любви в карете вообще феерична. Какие шторки, о чем вы?.. Помню-помню, как мы с папенькой, бывало, катим в пролетке по Невскому, а по сторонам дороги кареты-то так и трясутся, будто море волнуется!.. И это я еще забыла упомянуть, что та самая сцена случается именно после того, как дамочка посещает прозекторскую и смотрит на труп брата. А потом мне говорят, что я со своими антропоморфными хомяками и совами, видите ли, извращенка!
Траур по брату героиня не носит, видимо, принципиально – после его смерти продолжает разгуливать в светлых платьях с открытыми плечами.

Герой Машкова, вроде как, интриган и злодей, но выглядит он просто усталым и замученным жизнью человеком, который так уж и быть произносит какой-то текст. То ли он соблазняет экзальтированную дурочку, то ли просто телефонный справочник зачитывает – по накалу страстей выглядит примерно одинаково.

Всех сделал молодой князь. По крайней мере, он попал в типаж – наивный, чуть глуповатый, добрый, жизни не нюхавший. Искренне беспокоился за сестру, искренне пытался помириться с игроками, искренне боялся смерти, когда «стрелялся» с главгероем в оружейной лавке.

Но, возможно, актерам было бы, что играть, если бы сценарий был хоть немного более живым. Видна попытка сделать его увлекательным и захватывающим, но если взять куски скучной истории и просто переставить их местами, начав повествование с середины, интереснее эта история вряд ли станет. Особенно когда история столь предсказуема.
Флэшбеки внезапны и непонятны. Особенно тот, про диких, неодомашненных алеутов – то ли это сон героя, то ли воспоминания, поначалу не очень понятно. Зато понятно, что алеутский щаман дает наставления герою на неизвестном тому языке, а тот впоследствии легко им следует. Не иначе как в офицерском кружке по вечерам алеутский изучал для забавы.
При этом самого интересного во флэшбеках нет - как главгерой научился настолько метко стрелять? Кто его учил?

Ну и вот это вот правило «дворянин – не дворянин», на котором все построено, утомляет. Кодекс кодексом, но благодаря ему у вас в фильме картонки, а не живые люди. Живые люди, даже самые порядочные, в переломный момент шлют к черту правила, а не пытаются через задницу продемонстрировать что-нибудь впечатляющее. Понятное дело – это кино, и в фильме все как раз подчинено вышеупомянутому правилу, но хочется же не за бумажной куклой Машей, меняющей наряды, наблюдать, а за глубокими персонажами, которые корректируют свое поведение в зависимости от обстоятельств.

Фильм полон пафоса и совсем лишен юмора. Вокруг драма, дождь, отягощенное кодексом чести дворянство, полные мести герои – и никакого просвета.
А ведь если бы главгерой был хоть немного ироничен или саркастичен и к отсутствию страха смерти добавил бы легкое презрение к жизни и копошащихся в ней людишек, его привлекательность от этого бы только повысилась. Но нет. Тяжелый крест вины, бутылка в руке, туманный взгляд, героический профиль.

Фильм с одной стоны вполне хорош, но со своей неуместной серьезностью смотрится крайне глупо. Посмотреть вполне можно. Главное громко не смеяться и не мешать соседям по залу наслаждаться происходящим на экране.

…А еще я видела съемки какого-то сериала на Конногвардейском бульваре (наверное, «Менты – 666»). В самом начале бульвара поставили столики, собрали рельсы для камеры и усадили массовку за столики. Я шла и думала – не споткнуться бы о кучи проводов!..
Но это уже другая, куда менее интересная история.

@темы: Кино